Учусь любить книгу

































Список произведений 
4 четверть
6. Лев Кассиль "У классной доски"
Про учительницу Ксению Андреевну Карташову говорили, что у нее руки
поют. Движения у нее были мягкие, неторопливые, округлые, и, когда она
объясняла урок в классе, ребята следили за каждым мановением руки
учительницы, и рука пела, рука объясняла все, что оставалось непонятным
в словах. Ксении Андреевне не приходилось повышать голос на учеников, ей
не надо было прикрикивать. Зашумят в классе, она подымет свою легкую
руку, поведет ею - и весь класс словно прислушивается, сразу становится
тихо.
- Ух, она у нас и строгая же! - хвастались ребята.- Сразу все
замечает...
Тридцать два года учительствовала в селе Ксения Андреевна. Сельские
милиционеры отдавали ей честь на улице и, козыряя, говорили:
- Ксения Андреевна, ну как мой Ванька у вас по науке двигает? Вы его
там покрепче.
- Ничего, ничего, двигается понемножку,- отвечала учительница,-
хороший мальчуган. Ленится вот только иногда. Ну, это и с отцом бывало.
Верно ведь?
Милиционер смущенно оправлял пояс: когда-то он сам сидел за партой и
отвечал у доски Ксении Андреевне и тоже слышал про себя, что малый он
неплохой, да только ленится иногда... И председатель колхоза был
когда-то учеником Ксении Андреевны, и директор машинно-тракторной
станции учился у нее. Много людей прошло за тридцать два года через
класс Ксении Андреевны. Строгим, но справедливым человеком прослыла она.
Волосы у Ксении Андреевны давно побелели, но глаза не выцвели и были
такие же синие и ясные, как в молодости. И всякий, кто встречал этот
ровный и светлый взгляд, невольно веселел и начинал думать, что, честное
слово, не такой уж он плохой человек и на свете жить безусловно стоит.
Вот какие глаза были у Ксении Андреевны!
И походка у нее была тоже легкая и певучая. Девочки из старших
классов старались перенять ее. Никто никогда не видел, чтобы учительница
заторопилась, поспешила. А в то же время всякая работа быстро спорилась
и тоже словно пела в ее умелых руках. Когда писала она на классной доске
условия задачи или примеры из грамматики, мел не стучал, не скрипел, не
крошился и ребятам казалось, что из мелка, как из тюбика, легко и вкусно
выдавливается белая струйка, выписывая на черной глади доски буквы и
цифры. "Не спеши! Не скачи, подумай сперва как следует!" - мягко
говорила Ксения Андреевна, когда ученик начинал плутать в задаче или в
предложении и, усердно надписывая и стирая написанное тряпкой, плавал в
облачках мелового дыма.
Не заспешила Ксения Андреевна и в этот раз. Как только послышалась
трескотня моторов, учительница строго оглядела небо и привычным голосом
сказала ребятам, чтобы все шли к траншее, вырытой в школьном дворе.
Школа стояла немножко в стороне от села, на пригорке. Окна классов
выходили к обрыву над рекой. Ксения Андреевна жила при школе. Занятий не
было. Фронт проходил совсем недалеко от села. Где-то рядом громыхали
бои. Части Красной Армии отошли за реку и укрепились там. А колхозники
собрали партизанский отряд и ушли в ближний лес за селом. Школьники
носили им туда еду, рассказывали, где и когда были замечены немцы. Костя
Рожков - лучший пловец школы - не раз доставлял на тот берег
красноармейцам донесения от командира лесных партизан. Шура Капустина
однажды сама перевязала раны двум пострадавшим в бою партизанам - этому
искусству научила ее Ксения Андреевна. Даже Сеня Пичугин, известный
тихоня, высмотрел как-то за селом немецкий патруль и, разведав, куда он
идет, успел предупредить отряд.
Под вечер ребята собирались у школы и обо всем рассказывали
учительнице. Так было и в этот раз, когда совсем близко заурчали моторы.
Фашистские самолеты не раз уже налетали на село, бросали бомбы, рыскали
над лесом в поисках партизан. Косте Рожкову однажды пришлось даже целый
час лежать в болоте, спрятав голову под широкие листы кувшинок. А совсем
рядом, подсеченный пулеметными очередями самолета, валился в воду
камыш... И ребята уже привыкли к налетам.
Но теперь они ошиблись. Урчали не самолеты. Ребята еще не успели
спрятаться в щель, как на школьный двор, перепрыгнув через невысокий
палисад, забежали три запыленных немца. Автомобильные очки со
створчатыми стеклами блестели на их шлемах. Это были
разведчики-мотоциклисты. Они оставили свои машины в кустах. С трех
разных сторон, но все разом они бросились к школьникам и нацелили на них
свои автоматы.
- Стой! - закричал худой длиннорукий немец с короткими рыжими
усиками, должно быть начальник.- Пионирен? - спросил он.
Ребята молчали, невольно отодвигаясь от дула пистолета, который немец
по очереди совал им в лицо.
Но жесткие, холодные стволы двух других автоматов больно нажимали
сзади в спины и шеи школьников.
- Шнеллер, шнеллер, бистро! - закричал фашист.
Ксения Андреевна шагнула вперед прямо на немца и прикрыла собой
ребят.
- Что вы хотите? - спросила учительница и строго посмотрела в глаза
немцу. Ее синий и спокойный взгляд смутил невольно отступившего фашиста.
- Кто такое ви? Отвечать сию минуту... Я кой-чем говорить по-русски.
- Я понимаю и по-немецки,- тихо отвечала учительница,- но говорить
мне с вами не о чем. Это мои ученики, я учительница местной школы. Вы
можете опустить ваш пистолет. Что вам угодно? Зачем вы пугаете детей?
- Не учить меня! - зашипел разведчик.
Двое других немцев тревожно оглядывались по сторонам. Один из них
сказал что-то начальнику. Тот забеспокоился, посмотрел в сторону села и
стал толкать дулом пистолета учительницу и ребят по направлению к школе.
- Ну, ну, поторапливайся,- приговаривал он,- мы спешим...- Он
пригрозил пистолетом.- Два маленьких вопроса - и все будет в порядке.
Ребят вместе с Ксенией Андреевной втолкнули в класс. Один из фашистов
остался сторожить па школьном крыльце. Другой немец и начальник загнали
ребят за парты.
- Сейчас я вам буду давать небольшой экзамен,- сказал начальник.-
Сидеть на место!
Но ребята стояли, сгрудившись в проходе, и смотрели, бледные, на
учительницу.
- Садитесь, ребята,- своим негромким и обычным голосом сказала Ксения
Андреевна, как будто начинался очередной урок.
Ребята осторожно расселись. Они сидели молча, не спуская глаз с
учительницы. Они сели, по привычке, на свои места, как сидели обычно в
классе: Сеня Пичугин и Шура Капустина впереди, а Костя Рожков сзади
всех, на последней парте. И, очутившись на своих знакомых местах, ребята
понемножку успокоились.
За окнами класса, на стеклах которых были наклеены защитные полоски,
спокойно голубело небо, на подоконнике в банках и ящиках стояли цветы,
выращенные ребятами. На стеклянном шкафу, как всегда, парил ястреб,
набитый опилками. И стену класса украшали аккуратно наклеенные гербарии.
Старший немец задел плечом один из наклеенных листов, и на пол
посыпались с легким хрустом засушенные ромашки, хрупкие стебельки и
веточки.
Это больно резнуло ребят по сердцу. Все было дико, все казалось
противным привычно установившемуся в этих стенах порядку. И таким
дорогим показался ребятам знакомый класс, парты, на крышках которых
засохшие чернильные подтеки отливали, как крыло жука-бронзовика.
А когда один из фашистов подошел к столу, за которым обычно сидела
Ксения Андреевна, и пнул его ногой, ребята почувствовали себя глубоко
оскорбленными.
Начальник потребовал, чтобы ему дали стул. Никто из ребят не
пошевелился.
- Ну! - прикрикнул фашист.
- Здесь слушаются только меня,- сказала Ксения Андреевна.- Пичугин,
принеси, пожалуйста, стул из коридора.
Тихонький Сеня Пичугин неслышно соскользнул с парты и пошел за
стулом. Он долго не возвращался.
- Пичугин, поскорее! - позвала Сеню учительница.
Тот явился через минуту, волоча тяжелый стул с сиденьем, обитым
черной клеенкой. Не дожидаясь, пока он подойдет поближе, немец вырвал у
него стул, поставил перед собой и сел. Шура Капустина подняла руку:
- Ксения Андреевна... можно выйти из класса?
- Сиди, Капустина, сиди.- И, понимающе взглянув на девочку, Ксения
Андреевна еле слышно добавила: - Там же все равно часовой.
- Теперь каждый меня будет слушать! - сказал начальник.
И, коверкая слова, фашист стал говорить ребятам о том, что в лесу
скрываются красные партизаны, и он это прекрасно знает, и ребята тоже
это прекрасно знают. Немецкие разведчики не раз видели, как школьники
бегали туда-сюда в лес. И теперь ребята должны сказать начальнику, где
спрятались партизаны. Если ребята скажут, где сейчас партизаны,-
натурально, все будет хорошо. Если ребята не скажут,- натурально, все
будет очень плохо.
- Теперь я буду слушать каждый! - закончил свою речь немец.
Тут ребята поняли, чего от них хотят. Они сидели не шелохнувшись,
только переглянуться успели и снова застыли на своих партах.
По лицу Шуры Капустиной медленно ползла слеза. Костя Рожков сидел,
наклонившись вперед, положив крепкие локти на откинутую крышку парты.
Короткие пальцы его рук были сплетены. Костя слегка покачивался,
уставившись в парту. Со стороны казалось, что он пытается расцепить
руки, а какая-то сила мешает ему сделать это.
Ребята сидели молча.
Начальник подозвал своего помощника и взял у него карту.
- Прикажите им,- сказал он по-немецки Ксении Андреевне,- чтобы они
показали мне на карте или на плане это место. Ну, живо! Только смотрите
у меня...- Он заговорил опять по-русски: - Я вам предупреждаю, что я
понятен русскому языку и что вы будете сказать детей...
Он подошел к доске, взял мелок и быстро набросал план местности -
реку, село, школу, лес... Чтобы было понятней, он даже трубу нарисовал
на школьной крыше и нацарапал завитушки дыма.
- Может быть, вы все-таки подумаете и сами скажете мне все, что надо?
- тихо спросил начальник по-немецки у учительницы, вплотную подойдя к
ней.- Дети не поймут, говорите по-немецки.
- Я уже сказала вам, что никогда не была там и не знаю, где это.
Фашист, схватив своими длинными руками Ксению Андреевну за плечи,
грубо потряс ее:
- Смотри, я буду пока очень добрый, но дальше...
Ксения Андреевна высвободилась, сделала шаг вперед, подошла к партам,
оперлась обеими руками на переднюю и сказала:
- Ребята! Этот человек хочет, чтобы мы сказали ему, где находятся
наши партизаны. Я не знаю, где они находятся. Я там никогда не была. И
вы тоже не знаете. Правда?
- Не знаем, не знаем!..- зашумели ребята.- Кто их знает, где они!
Ушли в лес - и все.
- Вы совсем скверные учащиеся,- попробовал пошутить немец,- не может
отвечать на такой простой вопрос. Ай, ай...
Он с деланной веселостью оглядел класс, но не встретил ни одной
улыбки. Ребята сидели строгие и настороженные. Тихо было в классе,
только угрюмо сопел на первой парте Сеня Пичугин.
Немец подошел к нему:
- Ну, ты, как звать?.. Ты тоже не знаешь?
- Не знаю,- тихо ответил Сеня.
- А это что такое, знаешь? - И немец ткнул дулом пистолета в
опущенный подбородок Сени.
- Это знаю,- сказал Сеня.- Пистолет-автомат системы "вальтер"...
- А ты знаешь, сколько он может убивать таких скверных учащихся?
- Не знаю. Сами считайте... - буркнул Сеня.
- Кто такое! - закричал немец.- Ты сказал: сами считать! Очень
прекрасно! Я буду сам считать до трех. И если никто мне не сказать, что
я просил, я буду стрелять сперва вашу упрямую учительницу. А потом -
всякий, кто не скажет. Я начинал считать! Раз!..
Он схватил Ксению Андреевну за руку и рванул ее к стене класса. Ни
звука не произнесла Ксения Андреевна, но ребятам показалось, что ее
мягкие певучие руки сами застонали. И класс загудел. Другой фашист
тотчас направил на ребят свой пистолет.
- Дети, не надо,- тихо произнесла Ксения Андреевна и хотела по
привычке поднять руку, но фашист ударил стволом пистолета по ее кисти, и
рука бессильно упала.
- Алзо, итак, никто не знай из вас, где партизаны,- сказал немец.-
Прекрасно, будем считать. "Раз" я уже говорил, теперь будет "два".
Фашист стал подымать пистолет, целя в голову учительнице. На передней
парте забилась в рыданиях Шура Капустина.
- Молчи, Шура, молчи,- прошептала Ксения Андреевна, и губы ее почти
не двигались.- Пусть все молчат,- медленно проговорила она, оглядывая
класс,- кому страшно, пусть отвернется. Не надо смотреть, ребята.
Прощайте! Учитесь хорошенько. И этот наш урок запомните...
- Я сейчас буду говорить "три"!- перебил ее фашист.
И вдруг на задней парте поднялся Костя Рожков и поднял руку:
- Она правда не знает!
- А кто знай?
- Я знаю... - громко и отчетливо сказал Костя.- Я сам туда ходил и
знаю. А она не была и не знает.
- Ну, показывай,- сказал начальник.
- Рожков, зачем ты говоришь неправду? - проговорила Ксения Андреевна.
- Я правду говорю,- упрямо и жестко сказал Костя и посмотрел в глаза
учительнице.
- Костя...- начала Ксения Андреевна.
Но Рожков перебил ее:
- Ксения Андреевна, я сам знаю...
Учительница стояла, отвернувшись от него, уронив свою белую голову на
грудь. Костя вышел к доске, у которой он столько раз отвечал урок. Он
взял мел. В нерешительности стоял он, перебирая пальцами белые
крошащиеся кусочки. Фашист приблизился к доске и ждал. Костя поднял руку
с мелком.
- Вот, глядите сюда,- зашептал он,- я покажу.
Немец подошел к нему и наклонился, чтобы лучше рассмотреть, что
показывает мальчик. И вдруг Костя обеими руками изо всех сил ударил
черную гладь доски. Так делают, когда, исписав одну сторону, доску
собираются перевернуть на другую. Доска резко повернулась в своей раме,
взвизгнула и с размаху ударила фашиста по лицу. Он отлетел в сторону, а
Костя, прыгнув через раму, мигом скрылся за доской, как за щитом.
Фашист, схватившись за разбитое в кровь лицо, без толку палил в доску,
всаживая в нее пулю за пулей.
Напрасно... За классной доской было окно, выходившее к обрыву над
рекой. Костя, не задумываясь, прыгнул в открытое окно, бросился с обрыва
в реку и поплыл к другому берегу.
Второй фашист, оттолкнув Ксению Андреевну, подбежал к окну и стал
стрелять по мальчику из пистолета. Начальник отпихнул его в сторону,
вырвал у него пистолет и сам прицелился через окно. Ребята вскочили на
парты. Они уже не думали про опасность, которая им самим угрожала. Их
тревожил теперь только Костя. Им хотелось сейчас лишь одного - чтобы
Костя добрался до того берега, чтобы немцы промахнулись.
В это время, заслышав пальбу на селе, из леса выскочили выслеживавшие
мотоциклистов партизаны. Увидев их, немец, стороживший на крыльце,
выпалил в воздух, прокричал что-то своим товарищам и кинулся в кусты,
где были спрятаны мотоциклы. Но по кустам, прошивая листья, срезая
ветви, хлестнула пулеметная очередь красноармейского дозора, что был на
другом берегу...
Прошло не более пятнадцати минут, и в класс, куда снова ввалились
взволнованные ребята, партизаны привели троих обезоруженных немцев.
Командир партизанского отряда взял тяжелый стул, придвинул его к столу и
хотел сесть, но Сеня Пичугин вдруг кинулся вперед и выхватил у него
стул.
- Не надо, не надо! Я вам сейчас другой принесу,
И мигом притащил из коридора другой стул, а этот задвинул за доску.
Командир партизанского отряда сел и вызвал к столу для допроса
начальника фашистов. А двое других, помятые и притихшие, сели рядышком
на парте Сени Пичугина и Шуры Капустиной, старательно и робко размещая
там свои ноги.
- Он чуть Ксению Андреевну не убил,- зашептала Шура Капустина
командиру, показывая на фашистского разведчика.
- Не совсем точно так,- забормотал немец,- это правильно совсем не
я...
- Он, он! - закричал тихонький Сеня Пичугин.- У него метка осталась...
я... когда стул тащил, на клеенку чернила опрокинул нечаянно.
Командир перегнулся через стол, взглянул и усмехнулся: на серых
штанах фашиста сзади темнело чернильное пятно...
В класс вошла Ксения Андреевна. Она ходила на берег узнать,
благополучно ли доплыл Костя Рожков. Немцы, сидевшие за передней партой,
с удивлением посмотрели на вскочившего командира.
- Встать! - закричал на них командир.- У нас в классе полагается
вставать, когда учительница входит. Не тому вас, видно, учили!
И два фашиста послушно поднялись.
- Разрешите продолжать наше занятие, Ксения Андреевна? - спросил
командир.
- Сидите, сидите, Широков.
- Нет уж, Ксения Андреевна, занимайте свое законное место,- возразил
Широков, придвигая стул,- в этом помещении вы у нас хозяйка. И я тут,
вон за той партой, уму-разуму набрался, и дочка моя тут у вас...
Извините, Ксения Андреевна, что пришлось этих охальников в класс ваш
допустить. Ну, раз уж так вышло, вот вы их сами и порасспрошайте толком.
Подсобите нам: вы по-ихнему знаете...
И Ксения Андреевна заняла свое место за столом, у которого она выучила
за тридцать два года много хороших людей. А сейчас перед столом Ксении
Андреевны, рядом с классной доской, пробитой пулями, мялся длиннорукий
рыжеусый верзила, нервно оправлял куртку, мычал что-то и прятал глаза от
синего строгого взгляда старой учительницы.
- Стойте как следует,- сказала Ксения Андреевна,- что вы ерзаете? У
меня ребята этак не держатся. Вот так... А теперь потрудитесь отвечать
на мои вопросы.
И долговязый фашист, оробев, вытянулся перед учительницей.

5. В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"
4. М.М. Пришвин "Двойной след"

Кто никогда не видал тетерева, не подумает, что самец и самка одна и та же птица тетерев. Самка у них просто серая курочка. Самец – черный с синим отливом, брови ярко-красные, хвост расходится лирой, и под лирой белый, как снег, подхвостник.

У них неважная семейная жизнь. Петухи всю весну проводят в боях на току, а после того сильно болеют, кто от побоев и все от линьки. Потеряв много перьев, они всего боятся и забираются на лето в крепкие, глухие места. Вся тяжесть высиживания, выращивания, охраны детей ложится на мать, на эту серую курочку. Зато и дорожит же она своими цыплятами! Ничего не боится, защищая детей. Убить ее ничего не стоит. Но законы охотничьи покровительствуют матерям, и маток убивать строго запрещается.

Однажды я очень неудачно охотился. Было совестно перед хозяйкой дома возвращаться без дичи. А главное, в деревне в это время не только мяса, но и хлеба трудно достать: что убьешь, тем и покормишься. Подходя к дому, я вспомнил, что неподалеку в еловом перелеске с можжевельником не раз спугивал старого петуха-черныша и еще там жила матка с одним молодым петушком, довольно взрослым.

Конечно, мне хотелось лучше убить старого черныша, мясо его хотя и не так вкусно, как молодого, но зато в нем его много больше. И я пустил Кенту в то место, где спугивал не раз черныша.

Только я пустил собаку, она сразу стала сильно причуивать что-то на бруснике, потом подняла голову и втянула в себя воздух. Ноздри ее заиграли, глаза засверкали. Я сразу понял: петух был где-то здесь. Вот она осела на ногах, стала маленькая и, переступая медленно с лапки на лапку, повела к петуху. Мы немного прошли. Кента замерла возле одного куста и подогнула переднюю лапу. Она мне этим сказала:

– Он здесь!

Эти черныши не глупая птица. Слыша собаку, они часто забегают на ту сторону куста и вылетают там, охотник не может стрельнуть, потому что совсем ничего сзади не видит и только слышит: ту-ту-ту! – полетело. Но мы эту повадку их знаем и, когда собака стала, тихонечко обходим куст и так делаем, что на одной стороне собака стоит, на другой сам станешь с ружьем, а посередине петух.

Я обошел куст, приготовил ружье. Потом я сказал тихонечко невидимой мне на той стороне куста Кенте:

– Вперед! Кентария!

Слово Кентария ничего не значит, неизвестно, как произошло от имени Кента, так же, как это имя произошло от Кэт и Кэт от первоначального, неудачно данного первым ее владельцем, Китти. Тот был не охотник, не понимал, что кричать на букву «и» громко нельзя. Я стал звать на «э», вышло Кэт, а из Кэт само собой получилась какая-то Кента, из Кенты в торжественных случаях, когда надо собаку ободрить и попросить двигаться, выходит Кентария. И окончательно Кентария не помогает, собака все стоит и дрожит, я говорю еще почему-то Фунтария. В этот раз, когда я сказал первое: «Вперед!» – она переступила одной только лапкой и показалась мне через кусты.

– Кентария!

Переступила другой лапкой и опять стала.

– Фунтария!

И она прошла ко мне через весь куст. Мы встретились, петуха между нами, стало быть, не было.

– Где же он? – спросил я.

И она с таким же недоумением спрашивала меня:

– Где же он?

До того смутилась, что смотрела на меня и не отходила.

– Дурочка,– сказал я,– да не в кармане же он у меня, просто он нас надул, поди поищи!

Она поиграла ноздрями и вдруг поняла: пока я куст обходил, он успел выбежать из него на эту полянку и по ней уйти в кусты можжевельника.

Наша охота продолжается. Впереди где-то в кустах можжевельника бежит петух. Взлететь ему очень не хочется, вероятно, болезненное линяние не дает ему уверенности в силе полета, думает: «С такими крыльями еще в кусту запутаешься, а лисица тут как тут».

Кенту он, конечно, принимает теперь за лисицу. А ноги у него очень быстрые. Если бы ему во всю силу-то пуститься, нам ни за что бы не догнать. Но ему страшно, что от сильного бега будет очень шевелиться трава и предаст его, Мне случалось подсматривать, как он бегает: пробежит немного, остановится, оглянется, прислушается и опять пробежит...

И Кента за ним идет, как раз так, чтобы не отставать и не очень сильно нажимать. Она ход его чует по воздуху: он остановится – и она стоит, он идет – и она за ним.

«Будет ли когда-нибудь конец этому?» – подумал я, замирая, стараясь как можно тише за Кентой ступать.

Ведь каждое мгновенье он может взлететь, и каждое мгновенье должен быть я готовым, чтобы вскинуть ружье и стрельнуть иногда даже по мелькнувшему в кусту пятнышку. Волнение так нарастает, что кажется, мы не по чернышу-птице идем, а по какому-то огромному зверю вроде зубра или слона.

Но вот и конец можжевельника. За ним светится болотная полянка с высокой травой-осокой. Из крайнего куста он должен непременно вылететь, не пойдет же он на поляне шевелить высокую траву? Я держу ружье у плеча, но Кента без всякой задержки идет в осоку.

Так смельчак решился бежать мокрой осокой, рассчитывая скоро уйти в большой лес. Я вижу на траве даже и его бродок: вся масса осоки от мелкого дождя седая, а там, где он прошел, зеленеет полоска,– росу он стряхнул.

Случается, от сильного напряжения при стрельбе из винтовки показываются две мушки: двоится в глазах. Так и тут у меня, должно быть, стало двоиться: я вижу два бродка. И еще вижу, пояс колечком лежит, хороший, новый, с пряжкой. В другое время с какой бы радостью прибрал я потерянный кем-то пояс. Теперь чуть-чуть покосился и тут же забыл, вот только теперь, как рассказываю, так и вспоминаю о поясе. А бродок все так шел двойной до леса. Очень раздумывать, однако, о том, что двоилось у меня в глазах или на самом деле след был двойной и как могло быть, что от одной птицы шел двойной след,– времени у меня не было. Я очень спешил и нарочно шумел, чтобы бегущий петух испугался и взлетел удобно для верного выстрела на чистой поляне. Напрасный труд: петух успел вбежать в лес. Однако маневр нам удался: петух напугался и замер в первом ольховом кусту, считая его своим последним убежищем. Кента окаменела, глаза загорелись, он здесь.

Обхожу куст. Вижу, напротив меня стоит Кента, он между нами, он здесь.

– Вперед, Кента!

Стоит.

– Вперед, Кентария!

Стоит.

– Вперед, Фунтария!

Медленно переводит глаза направо, потом за глазами и нос.

Неужели же на наших глазах он дерзнул бежать вбок из куста? Нет, так у петухов не бывает. Вот и Кента возвращает свой нос на прежнее место:

– Он здесь!

Она в таких случаях никогда не ошибается. И зачем я не сказал в эту минуту еще раз «вперед»? Я промедлил, а Кента перевела нос направо, опять быстро спросилась красными от напряжения глазами и тихонечко, переступая с лапки на лапку, повела вправо...

И как я не понял ее, ведь она мне говорила:

– Он здесь сидит, а то движется, и я должна идти туда, то важнее, то движется, это сидит и нас подождет, этот от нас не уйдет, а то скоро уходит.

Я не понял, даже не вспомнил, что след на траве был двойной.

Мы не долго прошли. Кента стала. Я обошел куст. В этот раз Кента нажала с первого слова. Тогда с треском и криком вылетел не черный петух, а серая матка.

Серое бы ее не спасло. Я не успел бы остановить приготовленное движение. Но крик дошел до меня, и я понял: это не петух, а запрещенная для стрельбы матка.

То не был, однако, крик испуга, очень задорный был крик торжествующей матери. Крик в то же время был и сигналом. Раздалось хлопанье крыльев и в том ольховом кусту, где мы так долго стояли: это улетел спасенный матерью петушок.

Теперь мне стало все понятно. С самого начала я шел не по чернышу, а по тетерке с петушком, и это не двоилось у меня в глазах от напряжения, а действительно след был от двух птиц. В ольховом кусту они были вместе: мать с сыном. Мать в последнее мгновение рискнула и на глазах у меня и собаки выбежала из куста, чтобы отманить собаку от сына и увлечь ее за собой. Кента обманулась. Я тоже обманулся. Матка спасла петушка, а я вернулся без дичи домой.

3. К. Паустовский "Заячьи лапы" (12 апреля).
2. Э. Сетон-Томпсон "Чинк"







1. Джек Лондон "Бурый волк" (текст печатать не надо)

























3 четверть
9. Аркадий Гайдар "Тимур и его команда" (отрывок)






8. Аркадий Гайдар "Горячий камень" - к 1 марта

I

Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плел корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб.

Он пришел на село давно, издалека, но люди сразу поняли, что этот человек немало хватил горя. Был он хром, не по годам сед. От щеки его через губы пролег кривой рваный шрам. И поэтому, даже когда он улыбался, лицо его казалось печальным и суровым.

II

Однажды мальчик Ивашка Кудряшкин полез в колхозный сад, чтобы набрать там яблок и тайно насытиться ими до отвала. Но, зацепив штаниной за гвоздь ограды, он свалился в колючий крыжовник, оцарапался, взвыл и тут же был сторожем схвачен.

Конечно, старик мог бы стегануть Ивашку крапивой или, что еще хуже, отвести его в школу и рассказать там, как было дело.

Но старик сжалился над Ивашкой. Руки у Ивашки были в ссадинах, позади, как овечий хвост, висел клок от штанины, а по красным щекам текли слезы.

Молча вывел старик через калитку и отпустил перепуганного Ивашку восвояси, так и не дав ему ни одного тычка и даже не сказав вдогонку ни одного слова.

III

От стыда и горя Ивашка забрел в лес, заблудился и попал на болото. Наконец он устал. Опустился на торчавший из мха голубой камень, но тотчас же с воплем подскочил, так как ему показалось, что он сел на лесную пчелу и она его через дыру штанов больно ужалила.

Однако никакой пчелы на камне не было. Этот камень был, как уголь, горячий, и на плоской поверхности его проступали закрытые глиной буквы.

Ясно, что камень был волшебный! - это Ивашка смекнул сразу. Он сбросил башмак и торопливо начал оббивать каблуком с надписей глину, чтобы поскорее узнать: что с этого камня может он взять для себя пользы и толку.

И вот он прочел такую надпись:

КТО СНЕСЕТ ЭТОТ КАМЕНЬ НА ГОРУ

И ТАМ РАЗОБЬЕТ ЕГО НА ЧАСТИ,

ТОТ ВЕРНЕТ СВОЮ МОЛОДОСТЬ

И НАЧНЕТ ЖИТЬ СНАЧАЛА

Ниже стояла печать, но не простая, круглая, как в сельсовете, и не такая, треугольником, как на талонах в кооперативе, а похитрее: два креста, три хвоста, дырка с палочкой и четыре запятые.

Тут Ивашка Кудряшкин огорчился. Ему было всего восемь лет - девятый. И жить начинать сначала, то есть опять на второй год оставаться в первом классе, ему не хотелось вовсе.

Вот если бы через этот камень, не уча заданных в школе уроков, можно было из первого класса перескакивать сразу в третий - это другое дело!

Но всем и давно уже известно, что такого могущества даже у самых волшебных камней никогда не бывает.

IV

Проходя мимо сада, опечаленный Ивашка опять увидел старика, который, кашляя, часто останавливаясь и передыхая, нес ведро известки, а на плече держал палку с мочальной кистью.

Тогда Ивашка, который был по натуре мальчиком добрым, подумал: "Вот идет человек, который очень свободно мог хлестнуть меня крапивой. Но он пожалел меня. Дай-ка теперь я его пожалею и верну ему молодость, чтобы он не кашлял, не хромал и не дышал так тяжко".

Вот с какими хорошими мыслями подошел к старику благородный Ивашка и прямо объяснил ему, в чем дело. Старик сурово поблагодарил Ивашку, но уйти с караула на болото отказался, потому что были еще на свете такие люди, которые, очень просто, могли бы за это время колхозный сад от фруктов очистить.

И старик приказал Ивашке, чтобы тот сам выволок камень из болота в гору. А он потом придет туда ненадолго и чем-нибудь скоренько по камню стукнет.

Очень огорчил Ивашку такой поворот дела.

Но рассердить старика отказом он не решился. На следующее утро, захватив крепкий мешок и холщовые рукавицы, чтобы не обжечь о камень руки, отправился Ивашка на болото.

V

Измазавшись грязью и глиной, с трудом вытянул Ивашка камень из болота и, высунув язык, лег у подножия горы на сухую траву.

"Вот! - думал он. - Теперь вкачу я камень на гору, придет хромой старик, разобьет камень, помолодеет и начнет жить сначала. Люди говорят, что хватил он немало горя. Он стар, одинок, избит, изранен и счастливой жизни, конечно, никогда не видел. А другие люди ее видели". На что он, Ивашка, молод, а и то уже три раза он такую жизнь видел. Это - когда он опаздывал на урок и совсем незнакомый шофер подвез его на блестящей легковой машине от конюшни колхозной до самой школы. Это - когда весной голыми руками он поймал в канаве большую щуку. И, наконец, когда дядя Митрофан взял его с собой в город на веселый праздник Первое мая.

"Так пусть же и несчастный старик хорошую жизнь увидит", - великодушно решил Ивашка.

Он встал и терпеливо потянул камень в гору.

VI

И вот перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который, съежившись, сушил грязную, промокшую одежду возле горячего камня, пришел на гору старик.

- Что же ты, дедушка, не принес ни молотка, ни топора, ни лома? вскричал удивленный Ивашка. - Или ты надеешься разбить камень рукою?

- Нет, Ивашка, - отвечал старик, - я не надеюсь разбить его рукой. Я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала.

Тут старик подошел к изумленному Ивашке, погладил его по голове. Ивашка почувствовал, что тяжелая ладонь старика вздрагивает.

- Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, - говорил старик Ивашке - А на самом деле я самый счастливый человек на свете.

Ударом бревна мне переломило ногу, - но это тогда, когда мы - еще неумело - валили заборы и строили баррикады, поднимали восстание против царя, которого ты видел только на картинке.

Мне вышибли зубы, - но это тогда, когда, брошенные в тюрьмы, мы дружно пели революционные песни. Шашкой в бою мне рассекли лицо, - но это тогда, когда первые народные полки уже били и громили белую вражескую армию.

На соломе, в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И грозней смерти звучали надо мной слова о том, что наша страна в кольце и вражья сила нас одолевает. Но, очнувшись вместе с первым лучом вновь сверкнувшего солнца, узнавал я, что враг опять разбит и что мы опять наступаем.

И, счастливые, с койки на койку протягивали мы друг другу костлявые руки и робко мечтали тогда о том, что пусть хоть не при нас, а после нас наша страна будет такой вот, как она сейчас, - могучей и великой. Это ли еще, глупый Ивашка, не счастье?! И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!

Тут старик замолчал, достал трубку и закурил.

- Да, дедушка! - тихо сказал тогда Ивашка. - Но раз так, - то зачем же я старался и тащил этот камень в гору, когда он очень спокойно мог бы лежать на своем болоте?

- Пусть лежит на виду, - сказал старик, - и ты посмотришь, Ивашка, что из этого будет.

VII

С тех пор прошло много лет, но камень тот так и лежит на той горе неразбитым.

И много около него народу побывало. Подойдут, посмотрят, подумают, качнут головой и идут восвояси.

Был на той горе и я однажды. Что-то у меня была неспокойна совесть, плохое настроение. "А что, - думаю, - дай-ка я по камню стукну и начну жить сначала!"

Однако постоял-постоял и вовремя одумался.

"Э-э! - думаю, скажут, увидав меня помолодевшим, соседи. - Вот идет молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала".

Скрутил я тогда табачную цигарку. Прикурил, чтобы не тратить спичек, от горячего камня и пошел прочь - своей дорогой.


7. Л. Пантелеев "Новенькая" (распечатывать не надо, только прочитать)



























6. Валентина Осеева "Бабка" - 15 февраля

Валентина Александровна Осеева

Бабка

Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами как большая тень.

— Всю квартиру собой заполонила!.. — ворчал Борькин отец.

А мать робко возражала ему:

— Старый человек... Куда же ей деться?

— Зажилась на свете... — вздыхал отец. — В инвалидном доме ей место — вот где!

Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.

* * *

Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. Потом будила зятя и дочь:

— Самовар поспел. Вставайте! Попейте горяченького-то на дорожку...

Подходила к Борьке:

— Вставай, батюшка мой, в школу пора!

— Зачем? — сонным голосом спрашивал Борька.

— В школу зачем? Темный человек глух и нем — вот зачем!

Борька прятал голову под одеяло:

— Иди ты, бабка...

— Я-то пойду, да мне не к спеху, а вот тебе к спеху.

— Мама! — кричал Борька. — Чего она тут гудит над ухом, как шмель?

— Боря, вставай! — стучал в стенку отец. — А вы, мать, отойдите от него, не надоедайте с утра.

Но бабка не уходила. Она натягивала на Борьку чулки, фуфайку. Грузным телом колыхалась перед его кроватью, мягко шлепала туфлями по комнатам, гремела тазом и все что-то приговаривала.

В сенях отец шаркал веником.

— А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!

Бабка торопилась к нему на помощь.

— Да вот они, Петруша, на самом виду. Вчерась уж очень грязны были, я их обмыла и поставила.

Отец хлопал дверью. За ним торопливо выбегал Борька. На лестнице бабка совала ему в сумку яблоко или конфету, а в карман чистый носовой платок.

— Да ну тебя! — отмахивался Борька. — Раньше не могла дать! Опоздаю вот...

Потом уходила на работу мать. Она оставляла бабке продукты и уговаривала ее не тратить лишнего:

— Поэкономней, мама. Петя и так сердится: у него ведь четыре рта на шее.

— Чей род — того и рот, — вздыхала бабка.

— Да я не о вас говорю! — смягчалась дочь. — Вообще расходы большие... Поаккуратнее, мама, с жирами. Боре пожирней, Пете пожирней...

Потом сыпались на бабку другие наставления. Бабка принимала их молча, без возражений.

Когда дочь уходила, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала. Спицы двигались в бабкиных пальцах то быстро, то медленно — по ходу ее мыслей. Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой:

— Так-то, голубчики мои... Не просто, не просто жить на свете!

Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стул сумку с книгами и кричал:

— Бабка, поесть!

Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах.

Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая:

— Все хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает.

Иногда Борька жаловался на родителей:

— Обещал отец портфель. Все пятиклассники с портфелями ходят!

Бабка обещала поговорить с матерью и выговаривала Борьке портфель.

Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:

— Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?

— Ела, ела, — кивала головой бабка. — Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здрава.

Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами, долго жевала она беззубым ртом какие-то слова. Щеки ее покрывались рябью, и голос понижался до шепота:

— Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое что малое. В старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни — богу молиться, долги платить да родителей кормить. Так-то, Борюшка, голубчик!

— Я мать не брошу. Это в старину, может, такие люди были, а я не такой!

— Вот и хорошо, Борюшка! Будешь поить-кормить да подавать с ласкою? А уж бабка твоя на это с того света радоваться будет.

— Ладно. Только мертвой не приходи, — говорил Борька.

После обеда, если Борька оставался дома, бабка подавала ему газету и, присаживаясь рядом, просила:

— Почитай что-нибудь из газеты, Борюшка: кто живет, а кто мается на белом свете.

— «Почитай»! — ворчал Борька. — Сама не маленькая!

— Да что ж, коли не умею я.

Борька засовывал руки в карманы и становился похожим на отца.

— Ленишься! Сколько я тебя учил? Давай тетрадку!

Бабка доставала из сундука тетрадку, карандаш, очки.

— Да зачем тебе очки? Все равно ты буквы не знаешь.

— Все как-то явственней в них, Борюшка.

Начинался урок. Бабка старательно выводила буквы: «ш» и «т» не давались ей никак.

— Опять лишнюю палку приставила! — сердился Борька.

— Ох! — пугалась бабка. — Не сосчитаю никак.

— Хорошо, ты при Советской власти живешь, а то в царское время знаешь как тебя драли бы за это? Мое почтение!

— Верно, верно, Борюшка. Бог — судья, солдат — свидетель. Жаловаться было некому.

Со двора доносился визг ребят.

— Давай пальто, бабка, скорей, некогда мне!

Бабка опять оставалась одна. Поправив на носу очки, она осторожно развертывала газету, подходила к окну и долго, мучительно вглядывалась в черные строки. Буквы, как жучки, то расползались перед глазами, то, натыкаясь друг на дружку, сбивались в кучу. Неожиданно выпрыгивала откуда-то знакомая трудная буква. Бабка поспешно зажимала ее толстым пальцем и торопилась к столу.

— Три палки... три палки... — радовалась она.

* * *

Досаждали бабке забавы внука. То летали по комнате белые, как голуби, вырезанные из бумаги самолеты. Описав под потолком круг, они застревали в масленке, падали на бабкину голову. То являлся Борька с новой игрой — в «чеканочку». Завязав в тряпочку пятак, он бешено прыгал по комнате, подбрасывая его ногой. При этом, охваченный азартом игры, он натыкался на все окружающие предметы. А бабка бегала за ним и растерянно повторяла:

— Батюшки, батюшки... Да что же это за игра такая? Да ведь ты все в доме переколотишь!

— Бабка, не мешай! — задыхался Борька.

— Да ногами-то зачем, голубчик? Руками-то безопасней ведь.

— Отстань, бабка! Что ты понимаешь? Ногами надо.

* * *

Пришел к Борьке товарищ. Товарищ сказал:

— Здравствуйте, бабушка!

Борька весело подтолкнул его локтем:

— Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.

Бабка одернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:

— Обидеть — что ударить, приласкать — надо слова искать.

А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:

— А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.

— Как это — главная? — заинтересовался Борька.

— Ну, старенькая... всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет за это.

— Не взгреет! — нахмурился Борька. — Он сам с ней не здоровается.

Товарищ покачал головой.

— Чудно! Теперь старых все уважают. Советская власть знаешь как за них заступается! Вот у одних в нашем дворе старичку плохо жилось, так ему теперь они платят. Суд постановил. А стыдно-то как перед всеми, жуть!

— Да мы свою бабку не обижаем, — покраснел Борька. — Она у нас... сыта и здрава.

Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.

— Бабка, — нетерпеливо крикнул он, — иди сюда!

— Иду, иду! — заковыляла из кухни бабка.

— Вот, — сказал товарищу Борька, — попрощайся с моей бабушкой.

После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку:

— Обижаем мы тебя?

А родителям говорил:

— Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех — никто о ней не заботится.

Мать удивлялась, а отец сердился:

— Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня — мал еще!

И, разволновавшись, набрасывался на бабку:

— Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли бы сами сказать.

Бабка, мягко улыбаясь, качала головой:

— Не я учу — жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьете, то не вернете.

* * *

Перед праздником возилась бабка до полуночи в кухне. Гладила, чистила, пекла. Утром поздравляла домашних, подавала чистое глаженое белье, дарила носки, шарфы, платочки.

Отец, примеряя носки, кряхтел от удовольствия:

— Угодили вы мне, мамаша! Очень хорошо, спасибо вам, мамаша!

Борька удивлялся:

— Когда это ты навязала, бабка? Ведь у тебя глаза старые — еще ослепнешь!

Бабка улыбалась морщинистым лицом.

Около носа у нее была большая бородавка. Борьку эта бородавка забавляла.

— Какой петух тебя клюнул? — смеялся он.

— Да вот выросла, что поделаешь!

Борьку вообще интересовало бабкино лицо.

Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, тонкие, как ниточки, и широкие, вырытые годами.

— Чего это ты такая разрисованная? Старая очень? — спрашивал он.

Бабка задумывалась.

— По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно читать.

— Как же это? Маршрут, что ли?

— Какой маршрут? Просто горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала — ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась — опять морщины. Мужа на войне убили — много слез было, много и морщин осталось. Большой дождь и тот в земле ямки роет.

Слушал Борька и со страхом глядел в зеркало: мало ли он поревел в своей жизни — неужели все лицо такими нитками затянется?

— Иди ты, бабка! — ворчал он. — Наговоришь всегда глупостей...

* * *

Когда в доме бывали гости, наряжалась бабка в чистую ситцевую кофту, белую с красными полосками, и чинно сидела за столом. При этом следила она в оба глаза за Борькой, а тот, делая ей гримасы, таскал со стола конфеты. У бабки лицо покрывалось пятнами, но сказать при гостях она не могла. Подавали на стол дочь и зять и делали вид, что мамаша занимает в доме почетное место, чтобы люди плохого не сказали. Зато после ухода гостей бабке доставалось за все: и за почетное место, и за Борькины конфеты.

— Я вам, мамаша, не мальчик, чтобы за столом подавать, — сердился Борькин отец.

— И если уж сидите, мамаша, сложа руки, то хоть за мальчишкой приглядели бы: ведь все конфеты потаскал! — добавляла мать.

— Да что же я с ним сделаю-то, милые мои, когда он при гостях вольным делается? Что спил, что съел — царь коленом не выдавит, — плакалась бабка.

В Борьке шевелилось раздражение против родителей, и он думал про себя: «Вот будете старыми, я вам покажу тогда!»

* * *

Была у бабки заветная шкатулка с двумя замками; никто из домашних не интересовался этой шкатулкой. И дочь и зять хорошо знали, что денег у бабки нет. Прятала в ней бабка какие-то вещицы «на смерть». Борьку одолевало любопытство.

— Что у тебя там, бабка?

— Вот помру — все ваше будет! — сердилась она. — Оставь ты меня в покое, не лезу я к твоим-то вещам!

Раз Борька застал бабку спящей в кресле. Он открыл сундук, взял шкатулку и заперся в своей комнате. Бабка проснулась, увидала открытый сундук, охнула и припала к двери.

Борька дразнился, гремя замками:

— Все равно открою!..

Бабка заплакала, отошла в свой угол, легла на сундук.

Тогда Борька испугался, открыл дверь, бросил ей шкатулку и убежал.

— Все равно возьму у тебя, мне как раз такая нужна, — дразнился он потом.

* * *

За последнее время бабка вдруг сгорбилась, спина у нее стала круглая, ходила она тише и все присаживалась.

— В землю врастает, — шутил отец.

— Не смейся ты над старым человеком, — обижалась мать.

А бабке в кухне говорила:

— Что это вы, мама, как черепаха, по комнате двигаетесь? Пошлешь вас за чем-нибудь и назад не дождешься.

* * *

Умерла бабка перед майским праздником. Умерла одна, сидя в кресле с вязаньем в руках: лежал на коленях недоконченный носок, на полу — клубок ниток. Ждала, видно, Борьку. Стоял на столе готовый прибор. Но обедать Борька не стал. Он долго глядел на мертвую бабку и вдруг опрометью бросился из комнаты. Бегал по улицам и боялся вернуться домой. А когда осторожно открыл дверь, отец и мать были уже дома.

Бабка, наряженная, как для гостей, — в белой кофте с красными полосками, лежала на столе. Мать плакала, а отец вполголоса утешал ее:

— Что же делать? Пожила, и довольно. Мы ее не обижали, терпели и неудобства и расход.

* * *

В комнату набились соседи. Борька стоял у бабки в ногах и с любопытством рассматривал ее. Лицо у бабки было обыкновенное, только бородавка побелела, а морщин стало меньше.

Ночью Борьке было страшно: он боялся, что бабка слезет со стола и подойдет к его постели. «Хоть бы унесли ее скорее!» — думал он.

На другой день бабку схоронили. Когда шли на кладбище, Борька беспокоился, что уронят гроб, а когда заглянул в глубокую яму, то поспешно спрятался за спину отца.

Домой шли медленно. Провожали соседи. Борька забежал вперед, открыл свою дверь и на цыпочках прошел мимо бабкиного кресла. Тяжелый сундук, обитый железом, выпирал на середину комнаты; теплое лоскутное одеяло и подушка были сложены в углу.

Борька постоял у окна, поковырял пальцем прошлогоднюю замазку и открыл дверь в кухню. Под умывальником отец, засучив рукава, мыл галоши; вода затекала на подкладку, брызгала на стены. Мать гремела посудой. Борька вышел на лестницу, сел на перила и съехал вниз.

Вернувшись со двора, он застал мать сидящей перед раскрытым сундуком. На полу была свалена всякая рухлядь. Пахло залежавшимися вещами.

Мать вынула смятый рыжий башмачок и осторожно расправила его пальцами.

— Мой еще, — сказала она и низко наклонилась над сундуком. — Мой...

На самом дне загремела шкатулка. Борька присел на корточки. Отец потрепал его по плечу:

— Ну что же, наследник, разбогатеем сейчас!

Борька искоса взглянул на него.

— Без ключей не открыть, — сказал он и отвернулся.

Ключей долго не могли найти: они были спрятаны в кармане бабкиной кофты. Когда отец встряхнул кофту и ключи со звоном упали на пол, у Борьки отчего-то сжалось сердце.

Шкатулку открыли. Отец вынул тугой сверток: в нем были теплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери. За ними следовала вышитая рубашка из старинного выцветшего шелка — тоже для Борьки. В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой. На пакетике что-то было написано большими печатными буквами. Отец повертел его в руках, прищурился и громко прочел:

— «Внуку моему Борюшке».

Борька вдруг побледнел, вырвал у него пакет и убежал на улицу. Там, присев у чужих ворот, долго вглядывался он в бабкины каракули: «Внуку моему Борюшке».

В букве «ш» было четыре палочки.

«Не научилась!» — подумал Борька. И вдруг, как живая, встала перед ним бабка — тихая, виноватая, не выучившая урока.

Борька растерянно оглянулся на свой дом и, зажав в руке пакетик, побрел по улице вдоль чужого длинного забора...

Домой он пришел поздно вечером; глаза у него распухли от слез, к коленкам пристала свежая глина.

Бабкин пакетик он положил к себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом, подумал: «Не придет утром бабка!»

5. Л. Пантелеев "Камилл и учитель" - 8 февраля







4. Л. Пантелеев "Фенька"





3. К.Г. Паустовский "Тёплый хлеб"
2. А.П. Чехов "Белолобый"





1. А.И. Куприн "Синяя звезда" https://ilibrary.ru/text/4259/p.1/index.html
2 четверть
8. А.И. Куприн "Собачье счастье"














7. Л.Н. Андреев "Кусака"








6. Н.А. Некрасов "Крестьянские дети"
5. Л.Н. Толстой "Лебеди", "Зайцы"

 Лебеди
       Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая, летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду. 

       Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее. 

      Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу. Он ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете.

     Лебедь спустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его. Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его. 

     Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тёмными всколыхавшимися волнами.

Зайцы

      Зайцы лесные по ночам кормятся корою деревьев, зайцы полевые – озимыми и травой, гуменники – хлебными зёрнами на гумнах. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. До зайцев охотники – и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали; но заяц труслив, и трусость спасает его.
    Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, то голоса мужиков, то треск волка по лесу и начинает от страху метаться из стороны в сторону. Проскачет вперёд, испугается чего-нибудь – и побежит назад по своему следу. Ещё услышит что-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь от прежнего следа. Опять стукнет что-нибудь – опять заяц повернётся назад и опять поскачет в сторону. Когда светло станет, он ляжет.
     Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.

4. А. Сергеенко "Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах"














3. Басни Эзопа



2. Э.Г. Бабаев "Там лес и дол видений полны"





1. Русская народная сказка "Царевич Нехитёр-Немудер" (Можно нажать на название сказки и перейти к тексту)

1 четверть

1.Былина «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»




2. «Лиса и Котофей Иванович» - русская народная сказка в обработке М.А. Булатова






3.»Елена Премудрая» - русская народная сказка в обработке М.А. Булатова




4. А.С. Пушкин «Бой Руслана с головой» отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»










5. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»















Комментариев нет:

Отправить комментарий